В ТЕНИ БОЛЬШОГО НЕАНДЕРТАЛЬЦА
Самое за - хватывающее имеет свойства рода, пола, секса.
В. Бибихин
Пока Земля еще вертится,- Господи, твоя власть!
Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть,
Дай передышку щедрому хоть до исхода дня.
Каину дай раскаяние... И не забудь про меня.
Б. Окуджава
Как показывают современные исследования “волн духа”, изменения происходят сначала в религиозном сознании - меняется картина мира, его восприятие, затем следуют изменения в искусстве, философии, науке, технологии. Если принять во внимание, что в святилище человека верхнего палеолита на первом месте находилась лошадь, то именно момент ее ниспровержения с пьедестала - это и есть момент начала третьего “захвата” природы, третьего “срывания яблока”, третьего “грехопадения”, “отпадения от Абсолюта”. Оседлание священной Лошади (Природы) - пятое экстремальное вселенское событие, начало третьей инверсии Сознания, “кентаврической” эпохи, эпохи “захваченности схватыванием”, эпохи “культуры войны”, “луженой глотки и пудового кулака” -"кулачного права".
Удаленность от наших дней этого события - примерно 10 тысяч лет. Несмотря на то, что самая древняя верховая лошадь согласно археологическим раскопкам датируется около 6800 лет назад, принимаем за дату экстремального вселенского события, как наиболее точную зафиксированную - дату заката европейского верхнепалеолитического искусства, представленного во франко-кентабрийских святилищах.
Европейская цивилизация имеет своими корнями цивилизации Ближнего Востока, этой вселенской “плавильне” духа и материи. Прародина человечества - Африка, именно оттуда, из меж пустынных тропиков “Калахари и Сахары, где гуляет Лимпопо”, через долину Нила и горловину афро-азиатского перешейка прокатывались волны рода Homo.
Проследим “волны духа” в переходный период до начала и после завершения “неолитической революции”. Моменту начала инверсии Сознания предшествовала его первоначальная “раскачка”, проявившаяся в верхнепалеолитическом демографическом взрыве и начале стремительного лингвистического распада языков Леванта (Израиль, Иордания, Ливан, Сирия).
Лингвистический распад эпохи неолита - это, с одной стороны дробление смыслового пространства, а с другой - отпадение от Целого или "лингвистическая катастрофа"(М.Аркадьев). Поворот (энтропия) сознания, отпадение человека от мира оставляет ему единственную возможность связи с миром - развивать язык, т.е укреплять связь с Целым. Третье "срывание яблока" - это двуединый процесс - с одной стороны происходит расширение смыслового пространства, а с другой - прессовка смыслов, т.е своеобразная "калибровка" пространства.
Как отмечает Н. Клягин, распадется (и дробится единый социум) левантийский ностратический праязык на две группы - западноностратическую (афразийский, картвельский, индоевропейский) и восточноностратическую (эламо-дравидский, уралоалтайский).
Примерено 10 тысяч лет назад распадается синокавказский праязык, давший основу баскскому, северо-кавказскиим, енисейским, синотибетским и другим языкам. Распространение индоевропейских языков в Европе связано с экспансией культуры боевых топоров - около 6 тысяч лет назад.
Около 10 тысяч лет назад докерамичская неолитическская культура, когда уже происходит одомашнивание и некоторых других животных - козы, овцы, быка, сменяется культурой керамического неолита. Это уже было началом и первым шагом к современной технологической революции. Примерно в это же время выделяется праегипетский язык, носители которого позже создали в дельте Нила земледельческий первый поселок Меримле (древний керамический неолит около 8 тыс. лет назад), разделяются семитские и берберо-чадские языки. В оазисах Юго-Западного Египта в это же время зарождается производящее хозяйство.
Становление цивилизаций Ближнего и Среднего Востока, Египта и Индии происходило практичски синхронно примерно в период 5400-4500 лет назад. Рост населения и развитие сельского хозяйства привели к формированию общества разделенного труда и возникновению структурированных жестко вертикально иерархических государств: древний Египет, Шумер, Элам, в которых постоянно шла борьба между двумя “вертикалями” - светской и религиозной.
Это было началом экспансии культуры огораживания, культуры социума, все далее отпадающего от Абсолюта, от Природы, началом фазы эгосознания, само-познания, фазы системной дифференциации и строительства вертикальных (закрытых) общественных структур. Это был процесс “излома” смыслового времени и “сжатия” пространства, начало скольжения к нижней грани “бездны Бытия”. Род Homo пошел “по старым следам”, в тень “большого неандертальца”. Начался переход от триадного видения Мира к диадному, к дихотомическому мышлению.
Наиболее ярко и отчетливо представляют этот переход и начало вытеснения “инь - сознания” в элементах культуры Шумерского царства примерно 5-6 тысяч лет назад. В Месопотамии, в Уруке при раскопках храма Эанна была найдена ваза с многофигурным изображением. Вся поверхность сосуда цилиндрической, слегка расширяющейся кверху формы покрыта рельефными изображениями, группирующимися в три регистра. В нижнем, над волнистыми линиями, передающими воду, показаны побеги пальмы и цветущего тростника. Над ними шествуют бараны и овцы. В среднем регистре изображены нагие мужчины, несущие корзины и сосуды с дарами. Животные показаны движущимися вправо, а дароносцы - влево. Главную смысловую нагрузку несут изображения верхнего регистра. Здесь представлена сцена поднесения даров: перед женщиной в длинной одежде и рогатом головном уборе стоит мужчина в длинной юбке, пояс которой держит стоящий за ним слуга в короткой одежде. Рядом с ним стоит нагой мужчина с корзиной плодов. За принимающей дары женщиной возвышаются два столба с лентами - знак сакральной постройки, а далее располагаются принесенные в него дары: статуи людей, сосуды разных форм, фигура барана. Большая часть предметов представлена парами. Исследователи связывают изображения на ней с обрядом “священного брака”, периодически совершающегося главой города - государства и жрицы - богини Инанны. Инанна - богиня, воплощающая, согласно представлениям шумеров, мифологически понимаемое женское начало: она в первую очередь богиня любви и плодородия - следствия этой любви. Как предполагает С. Н. Крамер, около середины
3-го тысячелетия до н. э. формированием общешумерского сознания и созданием обще шумерского пантеона, все цари, независимо от того, откуда они происходили, должны были совершать обряд священного брака с Инанной Урукской, чтобы обеспечить нормальное существование своих подданных и земли. Ритуал происходил во дворце, именовавшимся “Домом жизни”. Ритуал включал торжественную процессию царя, направляющегося к храму, очищение храма и воздвижение алтаря богине, пиршество и собственно брак царя со жрицей. Все это сопровождалось пением гимнов, музыкой и танцами. Цель брачного соединения царя и богини, согласно древнешумерскому тексту, - благополучие всего мира. Богиня должна наделить царя долгим и славным правлением над всеми землями от восхода и до заката солнца, она благословит его сделать плодородными поля, умножить стада; под его властью будут процветать злаки и другие растения, станут полноводными реки, а в тростниковых зарослях по их берегам станут водиться птицы и рыбы, степи будут изобильны растениями, леса - животными. Брачный союз предстает как условие благополучия мира. В известной степени брачующиеся порождают мир, так как по представлениям шумеров (как и многих других народов), именно благодаря браку богов были рождены многие элементы мира, персонифицируемые божествами - растения, времена года, небесные светила.
Постепенно возвышаясь над окружающим миром и вырываясь из под “вертикали” власти Абсолюта, гордое “ян-сознание” начало подавление “инь-сознания” силой, ложью и лестью, эксплуатируя при этом все “этажи” сознания - сексуальных влечений, доминирования, культа “великой матери-родины”, “общественного стандарта”, нации, языка, искусства и науки и пр. Это был вселенский нравственный кризис, “космологическая катастрофа”, смысловой, духовный, “тайный заговор”.
Единый “поток сознания”, распадаясь на речки и ручейки, проходит свои стадии - “антропную”, “социальную”, “телесную”. Социум трансформируется от “исходного материнского рода (тотема)” к “отцовскому”, основанному не на нравственности, а “на доминировании, примитивных формах собственности”. Авторитарное “ян - сознание” все более доминирует в социуме. Игнорируя закон любви, “он” за-хватывает духовную, информационную, судебную, законодательную и исполнительную власть. Война за “жизненное пространство”, начавшаяся 10 тысяч лет назад, в итоге превратила “человека пространства” в “человека времени”. Примерно 2,5 тысячи лет назад все стартовавшие к “Олимпу” народы подошли к нижней грани “бездны Бытия”. Это было время зарождения мировых монотеистических религий, философии, науки - начало "осевого времени".
1.ПОСВЯЩЕНИЕ 2.ДОРОГА ДОМОЙ 3.ФИЛОСФЕРА и НООСФЕРА 4.ЗАКОН ЛЮБВИ 5.БОЖЕСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК 6.ЯЗЫК БЫТИЯ 7.РАЗВЕНЧАНИЕ ПРИРОДЫ И КОСМОСА 8.ПАРАДИГМА ТРИЕДИНСТВА: "ИДУ НА ВЫ!" 9.“ОСОЗНАЮЩАЯ СЕБЯ ВСЕЛЕННАЯ” 10.ВЕКТОР И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ 11.ПЕРВЫЙ ВЕЛИКИЙ НЕЖНЫЙ ПЕРЕВОРОТ 12.ВТОРОЙ ВЕЛИКИЙ НЕЖНЫЙ ПЕРЕВОРОТ 13.ТРИАДА ПЕРВО-БЫТИЙНОГО ЧЕЛОВЕКА 14.В ТЕНИ БОЛЬШОГО НЕАНДЕРТАЛЬЦА 15.ВОЛНЫ ДУХА 17.НОВЫЙ “ДЕВЯТЫЙ ВАЛ” 18.ДВОЕ ПЕРЕД ЛИКОМ ТРЕТЬЕГО 19.АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ УЗРИ НАДВИГАЮЩИЙСЯ STORM