ДОРОГА ДОМОЙ

(ИДЕИ)

 

 

Путь совершенен подобно великому пространству,

которое включает в себя все и не содержит ничего лишнего.

Сэнцань

 

Скоростной автобус рейса “Бостон-Нью-Йорк” компании “Greyhound” отправлялся в 0 часов 30 минут 16 августа 1998 года. Мое место было впереди, прямо перед огромным окном. Соседнее кресло осталось свободным. Водрузив на него свой багаж, принялся мысленно знакомиться с нашим водителем.

Это был молодой, очень подвижный, стройный афроамериканец лет тридцати. Мне сразу понравились его большие глаза с веселой хитринкой и как бы говорящие: “ребята, не беспокойтесь, все будет “о, кей”.

Автобус был заполнен на две трети - в основном это была разноликая молодежь. Все свободно разместились на мягких, удобных автобусных креслах, расставив свои вещи по верхним полках. Водитель проверив, все ли пассажиры на местах, ловко впрыгнул в свое кресло. Мощный дизельный мотор, как бы в тон своему хозяину, весело заурчал. Одной рукой держась за баранку, наш водитель узенькой привокзальной дорогой, проходящей под виадуками, на хорошей скорости вывел свой любимый автобус на трассу. Что он любил свою машину - это было видно сразу. Они были вместе - одно целое. Поразительно! Такого веселого, одухотворенного единства человека и машины мне еще ни разу наблюдать не приходилось. Сразу вспомнилась песня моей юности, начала шестидесятых, когда я впервые, уехав из дома и, почувствовав себя самостоятельным человеком, напевал ее вместе с водителем бензовоза на трассе Мирный - Ленск в Якутии:

“А дорога серою лентою вьется,

Залито дождем смотровое стекло,

Пусть твой грузовик через бурю прорвется,

Я хочу, шофер, чтоб тебе повезло”... 

И все мы хотели, чтоб и нам повезло...

Минут за 10 выбрались из Бостона. Наш веселый водитель уселся поудобней, а я - следом за ним в своем кресле. Мы помчались по ночной скоростной автостраде, на которой, что я заметил еще на пути в Бостон, не было ни одного рекламного щита, а только светящиеся в ночи, как светлячки, дорожные указатели. Включил плеер со своими любимыми мелодиями. Передо мной была большая движущаяся картина с десятками красных огоньков впереди идущих машин, летняя звездная ночь и одна и большая ночная Америка, наш веселый водитель, мои размышления о жизни и ХХ - м Всемирном философском конгрессе, последнем в XX-м веке.

Наблюдая за работой водителя, меня не покидала мысль - от чего же между людьми с разным цветом кожи зачастую такое непонимание. Дважды, за одну неделю мне пришлось быть свидетелем  столкновений американцев с разным цветом кожи – на вокзале в Нью-Йорке во время приезда и на вокзале в Бостоне, во время отъезда. Благо - они закончились тихо - мирно...

Вспомнил детство и песню в исполнении Пола Робсона: “Широка страна моя родная...”. Я тогда, семилетний мальчишка думал, что вот было бы хорошо, если бы в нашей семье жил еще маленький чернокожий братишка, как бы мы, три брата и сестра, его любили!. Не то, что в Америке ... У всех же нас - единая родина: “Там, где гуляет Лимпопо...” - Африка ! Милая Африка !... Просто, когда - то мы, немного раньше, влекомые Полярной Звездой, ее покинули и ушли за горизонт, через Сахару и афроазиатский перешеек, передохнув на Святой Земле, на просторы к белым снегам и ледникам Европы, Азии и Америки... А теперь

“Нет в Африке знакомых

Кроме белых журавлей”... 

Понимание друг друга... Да, это, пожалуй, проблема номер один для нашего Земного шарика, ставшего вдруг таким маленьким. Заканчивается ХХ-й  век - век трех мировых войн - двух “горячих” и одной “холодной” и сотнями кровавых поменьше, уходит второе тысячелетие после рождения  Христа, а мы, люди Земли, мужчины, женщины, матери, отцы, дети - абсолютно не понимаем друг друга и самих себя. И самое удивительное, не особенно стремимся к пониманию. В чем причина? Сколько бы я ни размышлял над этим вопросом, у меня только один ответ - закрытость. Вот то единственное слово, которое определяет сегодня нас и построенный нами мир. Сразу вспомнил еще одну песню: “Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной...” “Построен нами”, а “придуман не нами”. Мир и мы - люди... Мы каким - то непонятным образом оказались отрезанными от перво-мысли о задуманном мире. Как и когда это случилось?...

В наушниках в это время зазвучала еще одна любимая песня “Liberte”, под музыку которой возникает всегда одна и та же картина: все мы, люди Земли, однажды, хотя бы раз в году, например в День Мира, “возьмемся за руки, друзья” и такой единой живой цепью обнимем нашу Землю... Всего только раз в году! Можем ли мы, раздробленные люди самоорганизоваться таким образом? Сегодня навряд - ли... 

Самое большое желание во время поездки в Америку было желание увидеть здание Организации Объединенных Наций. К сожалению, это не удалось. И не только потому, что туристический справочник не рекомендовал в одиночку ездить нью-йоркским метро. В общем-то, в “городе Завета” я как нигде почувствовал свою “заброшенность” и одиночество и ту внешне еле заметную экзистенциальную напряженность, которая есть в американском обществе. При всем стремлении американцев к четкой и слаженной работе на автовокзале Нью-Йорка в 5 часов утра чувствуешь, что как - будто бы находишься в осажденном городе.

Более 55 лет назад народы создали Организацию Объединенных Наций. А опасность войны осталась. И даже возросла. Да, за последнее время ООН как будто - бы куда - то исчезла. Совсем не та, какой она была в 60-е годы - десятилетие надежды, десятилетие подъема духа на Земле! Да, в России в 60- е я мечтал об обществе “с человеческим лицом” и пел, возмущенный вторжением нашенских войск в Чехословакию:

“И мы - тоже славяне

И ждать больше не станем.

Не станем больше ползать

И лозунги кричать...” 

Но рухнула надежда на “общество с человеческим лицом” с введением танков в Прагу... Железо подмяло всплеск духа... “Закрытость” задавила “открытость”... 

Тем временем автобус подрулил к промежуточной станции отдыха. Мы все вышли, я подошел к нашему водителю и сказал: “Отличная работа!”. Почувствовал по его глазам и одобрительному кивку - он был рад вместе со мной... Да, мало мы хороших слов говорим друг другу. Почему же это стеснение? И опять ответ - наша “закрытость”.

Конгресс проходил под девизом “Философия в воспитании человечества”. Для меня это было значимое событие- событие переживания сосредоточия мысли мира. Но в сердце осталось ощущение закрытости Софии от человечества. И даже от Америки, в прекрасных залах которой он проходил. Не получилось всемирного круглого стола, “олимпиады” человеческой мысли...

Как это могло случиться, что София оказалась в замкнутом пространстве

Во второй половине XX века происходят почти подряд три мировых события: Хиросима 1945, Карибский кризис 1962, Чернобыль-1986. Хиросима привела в состояние шока японский народ, все же другие “великие державы” помчались дальше, соревнуясь в беге на “короткую дистанцию” по нижней грани “бездны бытия”. Внизу - “ад антропогенеза”, которого не приходилось узревать ни Картезию, ни Канту и ни Гегелю, вверху - лишь холодные звезды - осколки “Большого взрыва”. Стали ли мы мыслить после всего этого более “ясно и отчетливо”, глядеть более внимательно на небо и внутрь своего “эго”, продолжая поиск “абсолютного духа”?

Итог закрытости философского пространства - непонимание феномена зарождения “феминистской эпистемологии”. В момент истории человечества, когда главный вопрос - это сохранение Жизни на Земле, многие философы – мужчины и женщины, как и сто лет назад, отвергают право женщины на свое видение мира. “Культуру войны” можно преодолеть только вместе, даже при разных взглядах на мир.....

И еще о прошедшем Конгрессе. Все государства с удовольствием организуют всемирные Олимпиады, футбольные чемпионаты и прочие спортивно - массовые мероприятия, нередко с всплесками национализма и агрессии. А мир напряженно следит за рекордами. Но достаточно ли этого, когда человечество находится “на изломе культуры”. Вспомним Олимпиаду 1936 года в Германии, накануне второй мировой войны и напыщенный вид Гитлера. Если бы там же, в Германии, вслед за Олимпиадой проходил IX Всемирный конгресс (прошедший в Париже в 1937 году), на котором философы мира (и прежде всего М. Хайдеггер) высказали бы Гитлеру и немецкому народу свой взгляд на мир, может быть история пошла по другому пути...

После войны философские конгрессы проходят с периодичностью один раз в пять лет. До первой мировой они проходили сначала через три - четыре года. V Конгресс, первый послевоенный в 1924 году, а шестой (кстати в Бостоне) уже в 1926 году. Затем опять через три-четыре года. После второй мировой философы, видимо, успокоились, что больше мировых войн не будет и стали проводить Конгрессы раз в пять лет. В чем причина? Думаю, дело не в финансовых средствах. Причина только одна - закрытость Софии от мира. С другой стороны, ее бездомность. У спорта есть свой дом, и не один. Почему же нет дома у Софии?

Да, место проведения XX Конгресса было прекрасное - два современных отеля. Но для пространства шикарного американского отеля - это было просто обычное “коммерческое мероприятие”.

Вот, например, в России, Москве, Санкт - Петербурге - Дома науки (вспомним, что наука - “дочь” философии), музеи, театры, спорткомплексы. Бездомная только София... Можно ли считать “домом” жалкенькую постройку Института философии РАН на задворках бензоколонки и музея. И, действительно, верно образное сравнение В. Виндельбанда еще вековой давности (понимаемое во всех смыслах): 

“ Философия подобно королю Лиру, который роздал своим детям все свое имущество и которого вслед затем, как нищего, выбросили на улицу”. 

Луч света нашего автобуса вырывает из темноты ленту дороги. Точно также “включается” и начинает работать мое сознание. Только его “луч” - это луч “радара”, который может освещать как “внутренний” мир, так “внешний”. “Луч” очерчивает “круг сознания” В динамическом, “скользящем” режиме “луч” сразу же начинает “метить” и “стягивать” на себя все смыслы мира. Этот луч - вектор сознания или смысловой аттрактор. Освещенное лучом “место” - пространство, соединяющее “царства” Духа и Материи. “Войну” ведут “объект” и “субъект”. Разбираюсь с внутренним пространством одного и другого, а затем, “посадив” их на время “за скобки”, рассматриваю с “ясностю и отчетливостью” топос “я -точка”, как место встречи “наук о духе” и “наук о природе”,  место начала нового путешествия в “потоке сознания”. Точка как “минимум пространства”: пространства - смысла , пространства-духа и пространстваматерии Точка становится звездой,  эннеаграммойсимволом триединого пространства - времени. Освещая “лучом” сознания и прислушиваясь к ритму сердца, иду по “часам истории” к смысловому “истоку”, к моему пращуру - перво - бытийному человеку. Вновь мысленно прохожу весь узреваемый и переживаемый путь длиною в три миллиона лет.

Стараюсь найти вехи на пути – реперные точки для луча - сознания, как точки опоры, позволяющие сохранить координацию в пространстве-времени и не дающие закружиться в “круге”, подобно “белке в колесе”. Эти точки – экстремальные вселенские события.

Не забываю вооружиться методом. вернее методами. Первый - это метод эйдетической редукции, т е. поиск первоэйдоса, первообраза. Первоэйдос -он же и  первозакон (единство понятия, суждения, умозаключения) или мера, указывающая Путь. Далее осуществляю архе-тектонный(первоорганизующий) понятийно - фигурный синтез (по Канту).

На каком языке я разговариваю с открывающимся миром?

Это “язык геометрических представлений”. Язык и методы позволяют “сжать” все смыслы мира, накопленную человечеством информацию, структурировать и упорядочить пространство, найти путь, чтобы наиболее спокойно, мягко, нежно пройти точку- развилку дорог, точку трифуркации. “Линейный язык” уже не помогает, поэтому перехожу на другие меры “дома Бытия” -  “язык волны”, “язык вихря”, используя также “диалекты- переходы”.

Нахожу самую глубинную смысловую точку, которую сознание узревает и душа способна “пережить” - первое “срывание яблока” без ведома Бога с “древа познания добра и зла”. Далее нахожу пределы “потока сознания” и все последующие экстремальные вселенские события.

Узреваю волны различной смысловой размерности. Это “цивилизационные волны”, “формационные”, “культурные” - в экономике, искусстве, философии. Задача состоит в том, чтобы найти предельную волну сознания.

Для чего этот поиск? Чисто прагматическая цель: показать, что сознание может открыться миру и другому без каких-либо психотехник. Только на основе знания и переживания событий в пути...

Итак:

Первая идея  геометризация (онтотопологизация) фихтеанского "абсолютного Я" :  

  Я есмь точка, “мыслящая вещь”, триединая реальность

- потенциальная (пространство направленностей - сил, линейная), становящаяся (волновая),  - актуальная (вихревая).

Вторая -   триединое (абсолютное ) 12 -  мерное пространство время: пространство-смысл ( абсолютное линейное,   декартово - ньютоново  пространство открытого   многообразия), пространство-дух ( абсолютное волновое-гераклитово), пространство-материя (абсолютное вихревое, пространство закрытого многообразия, "абсолютное тело" - корпускула, вещество); 

- метаматематический объект - эннеаграмма как   символ триединой реальности,   предельное основание и конструкт  единого знанияматрица триединой (абсолютной ) системы отсчета, “формула и символ справедливости”.

Третьясознание есть величина векторная; вектор сознания (темпоральное Cogito) есть смысловой аттракторсмыслов “живая стрела” в триедином пространстве – времени.

Четвертая - язык “обобщенных геометрических представлений” (онтотопологический) есть универсальный  триединый метаязык  бытия; его меры  – “линейный”, “волновой”, “вихревой”.

Пятая  -      метод философийного  моделирования ("фундаментальной формализации Абсолютного") как     конструирование символа бытия   Первозакона. 

Шестая - сохранение Первозакона (Древо Жизни) как высшего в иерархии законов сохранения.

Седьмая - шесть смысловых экстремальных вселенских события в процессе антропосоциогенеза.        

Восьмая современность как  переход  к троично – четверичному ( структурно - процессуальному)   мышлениюпарадигме триединства, философии Нового Абсолюта, Новой Классике.

    Автобус мчался по виадукам пригорода Нью - Йорка. Город просыпался. Но в общем - то, чувствовалось, по большому количеству прохожих, что он не особенно и спал. Открывались лавки и магазины. В сердце почему - то закрадывалась тревога. Это так всегда, перед началом пути и в конце. Я покинул маленькое пространство – “страну” нашего скоростного автобуса и оказался в пространстве, где не было со мной нашего веселого водителя...

Итак, за несколько часов пути мысленно пробежал вместе с ночной Америкой весь мой путь длиною в три миллиона лет.

Впереди новые переживания - полет над Атлантикой, в мир тотальной раздробленности постреволюционной, постдефолтовой России.

Дома встречает дочь... Спасибо компании “Greyhound”, что напомнила позвонить...

“Онтотопология ” - это лишь попытка обозначить пространство бытия Любви...

По слову извечно Сущего,

Бессменен поток времен,

Чую лишь ветер грядущего,

Нового мига звон.

С паденьем идет, с победою?

Оливу несет иль меч?

Лика его я не ведаю,

Знаю лишь ветер встреч.

Летят нездешними птицами

В кольце бытия вперед

Миги с закрытыми лицами,

Как удержу их лет?

И в тесности, в перекрестности,

Хочу, не хочу ли я -

Черную топь неизвестности

Режет моя ладья.

З.Гиппиус

  

Далее

1.ПОСВЯЩЕНИЕ 2.ДОРОГА ДОМОЙ 3.ФИЛОСФЕРА и НООСФЕРА 4.ЗАКОН ЛЮБВИ 5.БОЖЕСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК 6.ЯЗЫК БЫТИЯ 7.РАЗВЕНЧАНИЕ ПРИРОДЫ И КОСМОСА 8.ПАРАДИГМА   ТРИЕДИНСТВА: "ИДУ НА ВЫ!" 9.“ОСОЗНАЮЩАЯ СЕБЯ ВСЕЛЕННАЯ” 10.ВЕКТОР И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ 11.ПЕРВЫЙ ВЕЛИКИЙ НЕЖНЫЙ ПЕРЕВОРОТ 12.ВТОРОЙ ВЕЛИКИЙ НЕЖНЫЙ ПЕРЕВОРОТ 13.ТРИАДА ПЕРВО-БЫТИЙНОГО ЧЕЛОВЕКА 14.В ТЕНИ БОЛЬШОГО НЕАНДЕРТАЛЬЦА 15.ВОЛНЫ ДУХА 17.НОВЫЙ “ДЕВЯТЫЙ ВАЛ” 18.ДВОЕ ПЕРЕД ЛИКОМ ТРЕТЬЕГО 19.АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ УЗРИ  НАДВИГАЮЩИЙСЯ STORM

Hosted by uCoz