ФИЛОСФЕРА И НООСФЕРА

 

Нет, счастливой взрослости не чаю

Для моих слепоглухих ребят.

Дела никому не будет, знаю,

Что не горя мыкать

Жить хотят

А. Суворов

 

В один из весенних дней 1996 года в МГУ проходила конференция “Смысл жизни”. Первым выступал доктор психологических наук А. Суворов. К кафедре вышел, сопровождаемый за руку молодым человеком, мужчина в темных очках. Он, проводя рукой по тексту, начал чтение. Зал с напряженным вниманием и в абсолютной тишине слушал ученого, который завершил свое выступление словами: “ Все, что я добился в жизни - благодаря моей матери, ее упорству и вере, ее сердцу, воспитавшему во мне целеустремленность, любовь к жизни. Уверен, что следующий этап в эволюции человечества - это созидание Филосферы, сферы Мыслящего Духа, Сферы Любви”. К сожалению, на этих словах выступление А. Суворова завершилось и “конструкцию” Филосферы он более широко аудитории не представил.

После доклада ученый отвечал на вопросы. Молодой человек, взяв одну ладонь Александра Васильевича, кончиками своих пальцев передавал ему вопросы. Скорость передачи была сравнима со скоростью обычного перевода с иностранного языка. Признаюсь, я был поражен всем: самим образом докладчика, содержанием доклада, методом изложения, ответами на вопросы и, конечно, открывшимся мне вновь понятием “Филосфера”. Аудитория наполнилась каким-то невообразимым светом, светом нового знания..

Затем мне посчастливилось приобрести монографию А. Суворова “Школа взаимной человечности”, рассказывающей о жизни автора, слепоглухого с детства, его становлении как личности, работе со слепоглухонемыми воспитанниками Загорского детского дома и зрячеслышащими детьми пионерского лагеря “Салют”: 

“Но мне было в “Салюте” очень тяжело. Пожалуй, как никогда раньше, я остро почувствовал, до чего же мешает мне слепоглухота. Именно тогда сравнил я себя с рыбой, ставшей вдруг легче воды. Задыхается рыба, прыгает, изо всех сил пытается погрузиться, а родная стихия ее неизменно выталкивает на поверхность. Понимаете? Рыба бьется не на берегу, вытащенная рыбаками, а на поверхности океана, и только захлестывающие ее океанские волны дают возможность немного продышаться. Вся жизнь - агония от удушья. Погрузился - всплыл, погрузился - всплыл. Погрузиться удается ценой неимоверных усилий, на самое короткое время, и родная стихия опять тебя выталкивает, и опять подпрыгиваешь, шлепаешься, погружаешься, и опять всплываешь...пока вконец не ослабеешь. Именно в то первое мое “салютовское” лето я написал:

В нормальную жизнь ты хотел нырнуть

Она и не против бы вроде,

Но, как пенопласт, ты не можешь тонуть

По самой своей природе.

С твоим погруженьем и смех и грех.

Друзья помогают, пыхтят,

А чуть отвернутся - летишь наверх,

И все начинай опять.

Физически слеп, физически глух, -

И маешься в стороне,

Каким бы внимательно зорким твой дух

Ни был - вдвойне, втройне.

Поэтому горечи не избыть

Несбыточное преследуешь:

Чем больше нормально хочется жить,

Тем больше на жизнь и сетуешь.

Описанный мной кошмар - это тоже жизнь. Для меня - повседневная. Чем дальше, тем больше. И не надо упрекать меня в недостатке мужества. Мужество не в том, чтобы скрывать трагедию, а в том, чтобы все - таки жить в условиях трагедии, каждый день преодолевая соблазн перестать жить вообще...” 

Несомненно, идея Филосферы выстрадана сердцем и разумом, всей жизнью А. Суворова и жизнью самого близкого ему человека, всех, кто помогал и помогает ему пробиваться к свету знания, к жизни.

Теперь о “ноосфере”, как ее определяет философский словарь - “сфере взаимодействия природы и общества, в которой человеческий разум при посредстве технически оснащенной деятельности становится определяющим фактором развития”. К появлению учения о ноосфере привело развитие естествознания. Ж. Бюффон обосновал геологическое значение человека. Современники Ч. Дарвина - Д. Дана и Д. Ле-Конт - выявили эмпирическое обобщение, которое показывает, что эволюция живого вещества идет в определенном направлении. Это явление Д. Дана назвал “цефализацией”, а Ле-Конт “психозойской эрой”. Исходя из геологической роли человека, И. Павлов в последние годы жизни употреблял понятие “антропогенная эра”.

В 1922 - 23 гг. В. Вернадский в своих лекциях в Сорбонне выдвинул тезис о биогеохимических явлениях как основе биосферы. Приняв концепцию В. Вернадского, французский математик и философ Е. Леруа ввел в 1927 году понятие “ноосфера” как современную стадию, геологически переживаемую биосферой. Это понятие было выработано вместе с П.Тейяр де Шарденом - геологом, палеонтологом и философом. Тейяр де Шарден понимал ноосферу как своеобразную идеальную оболочку, в которой “геометрическая сферичность Земли и психическая изогнутость духа гармонируют друг с другом, уравновешивая и миря индивидуальные и коллективные силы рассеивания и заменяя их объединением”. Мир у Тейяр де Шардена - замкнутая сфера, имеющая центр центров в точке “омега”: 

“Какой бы огромной ни была сфера мира, она существует и, в конечном счете, достигается лишь в том направлении, в котором (будь то вне пространства и времени) смыкаются ее линии. Более того, чем громаднее эта сфера, тем более богатым и, значит, более сознательным выступает пункт, в котором концентрируется охватываемый им “объем бытия”: поскольку дух в нашем  понимаиии - это, в сущности, способность к синтезу и организации”. 

Сферическая структура мира, по Тейяр де Шардену, проявляется в каждом его элементе, частице. Философ выделяет две формы энергии: “тангенциальную энергию, которая связывает данный элемент со всеми другими элементами того же порядка (т.е. той же сложности и той же внутренней сосредоточенности), и радиальную энергию, которая влечет его в направлении все более сложного и внутренне сосредоточенного состояния”. Радиальная энергия - это энергия схождения в центр сферы. Тангенциальная - это энергия движения по поверхности сферы. Тейяр де Шарден различает два вида тангенциальной энергии: первая - энергия излучения, вторая - энергия взаимоорганизации элементов.

Обе главные энергии имеют психическую природу, но радиальная энергия полагается более “духовной”, а тангенциальная - “материальной”. Допуская наличие первоначальной свободной тангенциальной энергии, Тейяр де Шарден полагает, что внутренняя сложность сферического элемента будет автоматически увеличиваться путем соединения с другими элементами. Возникающее при этом увеличение радиальной энергии приведет к новым воздействиям в тангенциальной области и т.д. Отсюда возникает предположение, что космическая энергия не убывает, а постоянно возрастает. Это и заставляет универсум развиваться в сторону все большей внутренней сложности и сосредоточенности, т. е. в сторону точки “омега”. Тангенциальная и радиальная энергии во многом напоминают силы “инь” и “ян”, которые также “соединяют и превращают”. Древнекитайские мыслители рассматривали “соединение” и рядоположенные ему понятия - “скопление, сгущение, аттракция” и т.д. - “иньскими”, а “рассеивание, разъединение, разрежение” -“янскими”.

Из двух приведенных понятий мне более близка по смыслу и духу “филосфера” – как конструкция мира, осмысленная, выстраданная и созидаемая самим Человеком совместно с Другим, его любящим. Совместная выстраданость (по Эсхилу “учение через страдание”) определяет границы бытия как “сферу Любви, сферу Мыслящего Разума”, которую А. Суворов дарит нам, зрячим и слышащим. Очевидно, Филосфера – это то необходимое и достаточное основание, на котором только и может  выстроиться Ноосфера. Всеми нами, землянами.

Далее

1.ПОСВЯЩЕНИЕ 2.ДОРОГА ДОМОЙ 3.ФИЛОСФЕРА и НООСФЕРА 4.ЗАКОН ЛЮБВИ 5.БОЖЕСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК 6.ЯЗЫК БЫТИЯ 7.РАЗВЕНЧАНИЕ ПРИРОДЫ И КОСМОСА 8.ПАРАДИГМА   ТРИЕДИНСТВА: "ИДУ НА ВЫ!" 9.“ОСОЗНАЮЩАЯ СЕБЯ ВСЕЛЕННАЯ” 10.ВЕКТОР И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ 11.ПЕРВЫЙ ВЕЛИКИЙ НЕЖНЫЙ ПЕРЕВОРОТ 12.ВТОРОЙ ВЕЛИКИЙ НЕЖНЫЙ ПЕРЕВОРОТ 13.ТРИАДА ПЕРВО-БЫТИЙНОГО ЧЕЛОВЕКА 14.В ТЕНИ БОЛЬШОГО НЕАНДЕРТАЛЬЦА 15.ВОЛНЫ ДУХА 17.НОВЫЙ “ДЕВЯТЫЙ ВАЛ” 18.ДВОЕ ПЕРЕД ЛИКОМ ТРЕТЬЕГО 19.АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ УЗРИ НАДВИГАЮЩИЙСЯ STORM

Hosted by uCoz