НОВЫЙ “ДЕВЯТЫЙ ВАЛ”

 

 

О Господи, я так слаба

За то и бьет меня судьба

За то, что я страстей раба

И жизнь моя одна борьба.

“Молитва”

 

Другая, “совершенно другая” волна духа, рожденная все соединяющим и открывающим “инь-сознанием”, окрепшая в десятитысячелетней борьбе за жизнь, достоинство и личную свободу, предвестник третьего “великого нежного переворота”, начинает свой бег по материкам планеты Земля.

Первая малая волна зародилась в эпоху фазы философского синтеза – Возрождения. В трактатах Кристины де Пизан и Корнелиуса Агриппы, открыто говорилось о подавлении личности женщины: “Действуя вопреки всякому праву, безнаказанно нарушая естественное равенство, тирания мужчины лишает женщину свободы, полученной ею при рождении”. Дух Платона слабой струйкой начинает проникать в европейскую философию Другого. Но в ней еще господствует дух его ученика Аристотеля: “принцип движения, который во всех рождающихся существах есть принцип мужской, - лучше и в нем больше божественного” . Этой же позиции придерживались и Тертуллиан: “Женщина - ты врата дьявола. Ты смогла убедить того, против которого дьявол не осмеливался выступить в открытую. Это из-за тебя сыну Божьему пришлось умереть: тебе следовало бы всегда ходить в трауре и в лохмотьях”. И позже Фома Аквинский: “Мужчина возвышается над женщиной, как Христос возвышается над мужчиной. Женщина неизменно должна жить под властью мужчины и не иметь на своего главу никакого влияния”.

В XVIII веке дух “La Liberte” проникает во все сферы европейской культуры. Философы (Вольтер, Дидро, Монтескье, Гельвеций ). начали “замечать” Другого и воспринимать женщин равными мужчинам. Это было началом подъема второй  волны “инь-сознания”, рожденной во Франции. Пик запечатлился в Марсельезе и триаде: “La Liberte, La Egalite,La Fraternite”. Осмелившуюся возвысить “инь -сознание" Олимпию де Гуж, автора “Декларации прав женщины и гражданки” казнят. “Ян-сознание”, насилием вознамерившееся изменить сознание “естественной установки”, в итого подавляет “инь-сознание”. Франция была залита кровью одних, других и третьих. А это было время рассвета европейской философии.

В 40-х годах XIX века, во время всемирного подъема духа , когда С.Кьеркегор описывает “разбитое” и бессмысленное бытие мира, ответом на которое должен быть страх и отчаяние, во Франции в 1849 году Жанна Декуэн, представительница третьей волны, с надеждой на понимание Другим, и увидевшая мир иным, вступает в смелую борьбу за демократию, наперекор общественному мнению выдвигает себя кандидатом в депутаты парламента. Но “естественная установка” сознания народа революционной Франции под влиянием романов Бальзака: “Предназначение женщины и единственная ее слава - это заставлять биться мужские сердца...”, осмеивает личность с иным видением мира..

Необходимо отметить, что сороковые годы XIX  века явились началом небывалых событий во всех сферах жизни  и на всех континентах. Это проявилось в зарождении новых религиозных течений на Востоке  и на Западе,  в новых научных открытиях, технических изобретениях,  глубинных социальных трансформациях, оказавших свое влияние на жизнь человечества в ХХ веке. 

. Пик третьей волны, прокатившийся по миру, пришелся на конец XIX - начало XX века. Чем выше волна, тем все больше философских исследований по проблеме “он” - “она” В 1903 году О. Вейнингер публикует работу “Пол и характер”. Развивая метафизику пола, он резко противопоставляет нравственную и духовную ценность мужчины инстинкту и духовной подчиненности женщины. Взгляд Вейнингера - типичный для своей эпохи, да и практически для всего XX века:

“Женщины все же люди и к ним следует относиться, как к таковым, хотя бы они этого никогда не хотели. Женщина и мужчина имеют одинаковые права.. Из этого не следует вывести, что женщинам надо открыть доступ и к политическому могуществу. С утилитарной точки зрения мы пока, а, может, и никогда не советовали бы людям сделать эту уступку”.

И далее: “Воспитание женщин следует вырвать из рук женщины, воспитание же всего человечества - из рук матери”. Пытаясь все же понять ее, Вейнингер делает свой окончательный “приговор”:

“От ... эмансипации женщина счастливее не станет. Блаженства она ей не может обещать, а до Бога все еще далека дорога. Ни одно существо, находящееся между свободой и несвободой, не знает счастья. Но тогда окажется ли женщина способной решиться сбросить с себя цепи рабства для того, чтобы стать несчастной? Речь не может идти, чтобы сделать женщину святой; вопрос скорее заключается в следующем: может ли женщина честно подняться к проблеме своего существования, к понятию вины? Проникнется ли она, по крайней мере, желанием свободы? Суть дела заключается в осуществлении идеала, в созерцании путеводной звезды. Разве только в этом? Может ли в женщине ожить категорический императив? Подчинится ли женщина нравственной идее, идее человечества?”  

Как я пытался показать, открывающее “инь-сознание” уже дважды, осуществив “великий нежный переворот”, выводило род Homo из “ада антропогенеза” к звездам и нравственности, полностью перестраивая себя, Другого и Мир. Молодого Вейнингера можно простить, он наверняка находился под влиянием “великого индивидуалиста” и “знатока Востока”, последователя волюнтаристской метафизики Шопенгауэра и дарвиновского закона борьбы за существование - Ф.Ницше:

“Промахнуться в основной проблеме мужчина-женщина, отрицать здесь самый глубокий антагонизм и необходимость вечно враждебного напряжения, мечтать здесь о равных правах, равном воспитании, равных притязаниях и обязанностях - вот истинный признак тупоголовости, и мыслитель, который оказался плоским - плоским в инстинкте! - в этом самом опасном месте, должен считаться подозрительным, больше того, пойманным, накрытым. Он, вероятно, является недалеким и во всех прочих основных вопросах жизни, в вопросах будущего; он никогда не проникает в глубину вещей. У человека же, который отличается глубиной своего духа и своих влечений, найдется и достаточно глубины доброжелательства, которая способна на строгость и суровость и легко с ними смешивается - этот человек будет всегда думать о женщине только по-восточному. Он должен видеть в женщине имущество, собственность, которую может держать под замком; он должен понимать ее, как нечто, предназначенное для покорности и находящее лишь в последней свое завершение - он должен опереться на великий разум Азии, на превосходство Азии в инстинкте, как это некогда сделали греки - эти лучшие наследники и ученики Азии. От Гомера до Перикла, по мере возрастания их культуры и мощи они шаг за шагом становились к женщине строже, т.е. восточнее. Как необходимо, как логично, как даже человечески желательно это было, да порассудит каждый об этом про себя !”  

По этому длинному пассажу Ф.Ницше можно представить, не забывая знаковости философа как “воспитателя” всех “волющих к власти”, мерность и величину деформации смыслового пространства “знатока Востока”, за которым во время его тяжелой 10 - ти летней болезни ухаживала сестра. Для сравнения приведу мысли узника концентрационного лагеря, созданного одним из почитателей Ницше: 

“Все мы в лагере, и я, и мои товарищи, были уверены, что никакое счастье на земле никогда в будущем не может компенсировать то, что нам пришлось вынести во время нашего заключения. Если бы мы подводили итог, то единственное, что нам осталось бы делать, - это броситься на проволоку (под током), то есть покончить с собой. Те, кто этого не сделал, поступили так только из глубокого чувства какого-нибудь обязательства. Что касается меня, то я считал своим долгом перед матерью остаться в живых. Мы любили друг друга больше всего на свете. Поэтому моя жизнь имела смысл, несмотря ни на что. Но я должен был рассчитывать на то, что каждый день я мог умереть в любую минуту. И поэтому моя смерть тоже должна была иметь смысл, так же как и все страдания, которые мне предстояло перенести, прежде чем наступит смерть. Итак, я заключил соглашение с Небесами: если мне придется умереть, то пусть моя смерть спасет жизнь моей матери, и чтобы мне не пришлось выстрадать до момента смерти - это будет расплата за легкую смерть матери, когда наступит ее час. Мое мученическое существование можно было вынести только в виде такой жертвы. Я мог прожить свою жизнь, если только она имела смысл, но я также хотел вынести свои страдания и умереть своей смертью, если только страдания, и смерть также имели смысл”.

Все это говорит о том гигантском напряжении и величине расхождения “инь” и “ян” -сознаний, достигшем в XX веке своего апогея и проявленном в непрерывных войнах.

 

Исторические периоды

Продолжительность периода в годах

Количество войн и конфликтов на период

Средняя частота войн

1.Половина “кентаврической эпохи”

2. ХХ-й век

3. Конец XIX – го до первой мировой войны

4. Между двумя мировыми войнами 1918-1939 г

5. После второй мировой 1945-2000 г

5000

90

 

20

21

 

5

14500

420

 

36

80

 

340

3

5

 

2

4

 

5,2

Источник:1. Милитаризм. Цифры и факты. М., 1986. 2. Пресса за 1987-2000 г.г.

 

Вспоминаю свою “маленькую страну” - послевоенное детство. Мы, четыре брата, играли в войну “не на жизнь , а на смерть”. А на ша единственная сестренка играла в куклы... “Играют мальчики в войну”... И сегодня новые поколения мальчишек продолжают эти опасные игры. А взрослые выдумывают все более изощренные способы взаимоуничтожения...

Человечество, завершив бег по нижней грани “бездны Бытия”, пошло по канату над пропастью.... 

Третья волна завершается только к концу второй мировой войны, когда женщины получают равные политические права, но еще не возможности. Так, французские женщины прошли свой путь к свободе за 150 лет, получив только в 1945 году (!) полные политические права. Самыми же первыми были женщины штата Вайоминг, добившиеся право голоса в 1869 году ! Если принять, что противостояние длилось 10000 лет, то это уже был малый экзистенциальный “нежный прорыв”. Прорыв, который женщины провели так, как умеют делать только они. “Второй пол” все более становился рядом с “первым” перед вызовами жизни.

Начало подъема четвертой волны “инь-сознания” приходится на 60-е годы. Добившись прав политических, пережив ужасы двух мировых войн, экзистенциальный ужас Карибского кризиса, “борьбу” двух “ян –сознаний”, когда все мы вместе чуть не переступили нижнюю грань “бездны Бытия”, “инь-сознание” вновь устремляется к пространствам Свободы и Равенства, Любви, Понимания и Смысла.

Поражает настойчивость, спокойная уверенность, с какой женщина отстаивает свое и наше право осуществиться как целостностная Личность. Современные процессы в философии, науке, технике, искусстве, музыке и поэзии подтверждают все ускоряющийся ритм перестройки “закрытой культуру войны” в “открытую культуру мира”.

“Какого рода разрывы и смещения необходимы между вещами и знаками, телами и желаниями, властью и кодами, чтобы смягчить бремя террора до возможности новых перспектив свободы? И это в то время, когда забота о хлебе насущном доминирует, когда общее крушение жизни толкает к ожесточенной борьбе за существование и выживание, когда чувство стабильности, надежности и защищенности терпят такое сокрушительное поражение, что другие проблемы - проблемы женской свободы - кажется, просто тонут в коллективном социальном смятении... И именно поэтому тема женщины - культуры должна быть артикулирована и введена в само средоточие механизмов, ответственных за сборку этой грядущей и пока еще не отлившейся в жесткую фигуративность социальности. Такова точка зрения оптимизма” (72).

Далее

1.ПОСВЯЩЕНИЕ 2.ДОРОГА ДОМОЙ 3.ФИЛОСФЕРА и НООСФЕРА 4.ЗАКОН ЛЮБВИ 5.БОЖЕСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК 6.ЯЗЫК БЫТИЯ 7.РАЗВЕНЧАНИЕ ПРИРОДЫ И КОСМОСА 8.ПАРАДИГМА   ТРИЕДИНСТВА: "ИДУ НА ВЫ!" 9.“ОСОЗНАЮЩАЯ СЕБЯ ВСЕЛЕННАЯ” 10.ВЕКТОР И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ 11.ПЕРВЫЙ ВЕЛИКИЙ НЕЖНЫЙ ПЕРЕВОРОТ 12.ВТОРОЙ ВЕЛИКИЙ НЕЖНЫЙ ПЕРЕВОРОТ 13.ТРИАДА ПЕРВО-БЫТИЙНОГО ЧЕЛОВЕКА 14.В ТЕНИ БОЛЬШОГО НЕАНДЕРТАЛЬЦА 15.ВОЛНЫ ДУХА 17.НОВЫЙ “ДЕВЯТЫЙ ВАЛ” 18.ДВОЕ ПЕРЕД ЛИКОМ ТРЕТЬЕГО 19.АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ УЗРИ НАДВИГАЮЩИЙСЯ STORM

Hosted by uCoz