ПЕРВЫЙ ВЕЛИКИЙ НЕЖНЫЙ ПЕРЕВОРОТ

 

Человек при своем рождении нежен и слаб, 

а при своей смерти тверд и крепок.

Твердое и крепкое - это то, что погибает, 

а нежное и слабое - это то, что начинает жить. 

"Дао-дэ-цзин"

 

К слишком временному и тленному в прошлом нельзя вернуться,

но можно вернуться к вечному в прошлом

Н.Бердяев

 

Взгляд на человеческую историю

ведет нас к тайне нашего человеческого бытия...

Тот факт, что мы вообще имеем историю,

что благодаря истории мы суть то, что мы суть...

позволяет нас спросить:

откуда она происходит? куда она ведет? что она означает?

К.Ясперс

 

Жизнь, являющаяся непрекращающимся творением будущего,

 означает также непрерывное преобразование прошлого,

благодаря которому прошлое каждую эпоху проживает особенным образом.

Ортега-и-Гассет Х.

 

Я хочу сказать, что эта работа, производимая

с нашими собственными пределами, должна, с одной стороны,

открыть область исторических разысканий, а с другой – подвергнуть

себя саму испытанию реальностью и актуальностью,

одновременно и для того чтобы отследить точки,

где изменение было бы возможно и желательно,

и для точного определения формы, которую должно носить это изменение.

М.Фуко

 

 

Современное состояние человечества В.П. Казначеев определил как "движение со знаком минус”. Все войны XX -го века, все испытания оружия массового уничтожения, Чернобыль, террор и насилие, как бы мы не прятали “голову в песок”, определяют наше место в самой нижней точке на грани “бездны Бытия”. Мы сами, своими головами и руками создаем, по выражению Иоанна Павла II, “цивилизацию смерти”.

Вновь углубляюсь по волнам “прошлого в настоящем” - к Гегелю, Канту и Декарту, в эпоху Возрождения и Великих географических открытий, далее, к временам зарождения ислама, христианства, буддизма, иудаизма, зороастризма,  первофилософии, к началу “осевого времени”.  Цель -  попытаться "ухватить" "направление развития человеческой жизни, диалектического ряда опытов жизни"(Ортега-и-Гассет). 

Это было время великих культур Греции и Рима, Ближнего и Среднего Востока, Китая и Индии. Узревание знаков, символов, толкование мифов позволяет сделать вывод, что мой предок 3000 - летней давности мало чем отличался от меня, жителя Земли конца второго тысячелетия. Одна война сменялась другой... И Гераклит уже сделал свой печальный вывод: “Война - отец всех вещей, отец всего”.

Углубляюсь во времена Древнего Египта и Шумерского царства, появления письменности и городов. Эта была культура “огорожения”, культура “тайных знаний”. Иду еще дальше, вглубь тысячелетий, через события: открытий железа и меди, тканного и гончарного дела, ко временам “вавилонского столпотворения” и “великого потопа”. И тогда мир уже раздроблен и воюет...

Путь лежит еще глубже, к временам, когда были “одомашнены”, “братья наши меньшие”. Вспоминаю смятенный взгляд коня под седлом ковбоя из рекламы “Мальборо”. Это событие оседлания - событие начала подавления сил природы. Вот он, гордый герой, начинает гон табуна за изгородь - в страну “эго”, великой гон “за веществом, энергией и информацией”. Это было началом “неолитической революции”, ближайшее экстремальное вселенское событие - “отпадение” от Абсолюта.

Были ли только "падения", мифические “срывания яблок” с “древа познания добра и зла”

Спускаюсь дальше,  вглубь “исторического колодца” - в пред-историю. Самое отдаленное, смыслоразличимое экстремальное вселенское событие - это сотворение прото-геометром сначала в голове - идеально, через переживание, воображение и   со-средо-точение, а затем реальное  превращение идеальности в   первое орудие - ручное рубило, т.н. чоппер (chopping - tools). Это был   первый интенциональный акт -"акт учреждения априорного горизонта возможности",  первый "акт воления", воплотившийся в конкретной предметности. 

Олдовайская технология “Homo habilis” - “человека умелого” требовала от прото-геометра (как ни печально, но это была Ева)  трех-пяти  ударов по камню для получения характерных отщепов и ядрища с двусторонним краем.  

Это было первое вселенское событие - "срывание яблока" с "древа познания" или   "грехопадение",     начало пути   по  “захвату”  мира. Как показывают палеоантропологи оно  произошло около 2,5 - 3  миллионов лет назад. В тоже время это был и первый "математический акт". Поэтому нельзя согласиться с утверждениями некоторых историков математики, что амой древней математической деятельностью был счет". "Счет" появился как минимум на два миллиона лет позже. " Поэтому и обоснование математики может идти только исходя из "геометрической очевидности".

Именно эта первая предметность, "первая мера"  как  "первоэйдос" и "первоидея", передаваемая из поколения в поколение,   стала  впоследствии символом закона - первопонятия, символом не только  "древа познания" и "древа Жизни", но и символом первого "искуса". 

Первый выход "за грань"  - это начальная  точка  инверсии “мы-сознания”его поворот (entropia), а в итоге - его постепенное закрытие  от внешней целостности.

Согласно Ю.И.Семенову ,  с "человека умелого" начинается дробление больших групп “Homo habilis” на более мелкие с замкнутой  иерархической  системой мужского доминирования.

Постепенно замкнутость праобщин “человека умелого” становилась препятствием дальнейшего его развития. Более сильный доминирующий “он” имел больше шансов оставить потомство, чем индивид, способный изготавливать, творить новые орудия труда. Это было первое в процессе филогенеза сознания игнорирование “закона любви”. Изготовление орудий предполагало усложнение центральной нервной системы, и, прежде всего, головного мозга, способность к более тонким и точным движениям, но отнюдь не развитие физической силы. Поэтому настоятельной потребностью стала преодоление жесткой системы вертикального “ян - доминирования”.

Наступил первый в истории человечества кризис духа, понимаемый как биопсихический, информационный, сексуальный кризис. Это было началом первой “антропологической революции”.

Сексуальность и информация. Казалось бы совершенно не связанные между собой понятия. Так ли это? С точки зрения теории информации эволюция есть накопление информации. Наиболее распространенной в природе способ передачи информации в процессе полового размножения связан с обменом лишь новой информацией - одного из трех видов информации. Два других: принципиально новая и тождественная, т.е. лишенная новизны, менее распространены. Новейшая и тождественная виды информации приводят к мутациям живых организмов и природа выбирает самый оптимальный путь. Но это не всегда удается. Американские биологи проводили эксперименты с одним из видов рыб, пересадив их из водоема с обычными условиями обитания в водоем, где обитала новая, невиданная для них ранее “соседка” рыба - хищник. За необычайно короткий срок произошла мутация организмов новых поколений рыбок в таком направлении, что они стали способны “перескочить” в третий водоем, тем самым избежав постоянной стрессовой ситуации.

Другой пример. Численность популяций леммингов - “танцующих мышек” в обычных условиях их обитания достигает предела каждый четвертый год. После чего они регулярно почти полностью вымирают, несмотря на достаточное количество питания. И причина вымирания - стресс, вызванный чрезвычайно быстрым ростом популяций леммингов. Эти два примера показывают крайние пути саморегуляции биологических систем. И как в первом примере, определяющим законом выступает “закон стресса”.

Интересные выводы сделали биологи из наблюдений за поведением отдельных особей в состоянии сильного стрессового напряжения. Так, сайгаки подходят к возникшему на их пути препятствию - железной дороге обычно мелкими стадами. Неизведанное препятствие как бы “сбивает с толку”, они мечутся, образуя крупные стада. В течении нескольких дней они ходят вдоль железной дороги, образуя гигантские скопления численностью в несколько тысяч особей. В какой - то момент из этой многотысячной массы вдруг выделяется самка – лидер. Она первая пересекает возникшее на пути препятствие. За ней цепью устремляются остальные. В небольших же табунах обычно главенствует самец. Такая же “неудержимость” характерна и для эмоционально напряженных сообществ кашалотов, дельфинов, белых медведей. В момент предельного эмоционального напряжения в скоплении животных происходит слом иерархии - вожаки теряют власть, упраздняются “касты”. В стрессовой ситуации уже все равны перед общей опасностью и друг перед другом. В какой - то момент одна особь упорядочивает всю структуру. У черепах это ряды, у птиц - косяки, “ниточки”, “шары”, у пчел рой носит форму кометы, у оленей табун похож на каплю, текущую по стеклу. Уход от “стресса” из замкнутого пространства осуществляется в природе через прорыв “кольца” - замкнутого семантического пространства путем изменения формы поведения особей и организации новой пространственной структуры. 

Примерно 1,6 млн. лет назад вектор “мы-сознания” приближался к нижней грани “бездны Бытия”. В какой то момент времени в замкнутых праобщинах “человека умелого” начинают вступать в действие “закон стресса” и “закон любви”, подтачивающие как “изнутри”, так и “извне” узкие границы гаремной структуры. Начинается процесс трансформации сознания. Это было первое переживание “ада антропогенеза”. В итоге – переворот (реверсия) сознания с прорывом первого “круга сознания”

Это был первый кардинальный “выход за пределы данного” и расширение горизонтов Бытия - первый великий нежный переворот как переворот сознания. Жесткая структура вертикального “ян-домиирования” постепенно преодолевается под действием “открывающего” “инь-сознания. И это было  второе экстремальное вселенское событие, когда “он” и “она”, откликнувшись на зов “того, кто должен родиться” ушли с “тропы войны” на “дорогу любви”. Результат - рождение “совершенно другого” - “Homo erectus”, “человека прямоходящего”. “Переворот” длился от 50 до 100 тысяч лет. Но это был и первый скачок, эмердженция (англ. emergent - внезапно возникающий). Сознание вышло за “горизонт”, к новым неизведанным просторам Европы и Азии. 

Согласно Ю. Семенову, с точки зрения морфофизиологии, скачок, происшедший по всем направлениям, привел к радикальной перестройке, прежде всего, организма женщины. Результатом ее явилось исчезновение эструса.

Эструс - это состояние полового возбуждения, которое длится несколько дней в течение каждого менструального цикла. Естественный отбор у пралюдей пошел по пути удлинения эстрального периода. По мере удлинения эстрального периода он постепенно терял все свои черты, кроме одной - способности любить. И когда этот период совпал со временем от одной менструации до другой, он перестал быть эстральным. Стать препятствием для приспособления к среде эструс мог только в сообществе с жесткой системой “ян- доминирования”. 

Начинается новый период, новая фаза - фаза первого космического сознания, фаза “кооперативного взаимодействия”, когда Вектор Сознания начинает свое “скольжение” по верхней грани “бездны Бытия”. Сознание едино с природой, космосом. Оно медленно, но верно поднимается по этажам абстракции.

В праобщинах “человека прямоходящего” возникают новые отношения, зарождается нравственность, первомораль, определяющие нормы поведения всех членов праобщины. Первым требованием воли праобщества, обращенной к каждому его члену, был равный доступ всех членов праобщины к пище. Это требование устанавливалось в форме запрета – табу как преодоление внутренней силы, силы биологических инстинктов, могущей привести к гибели праобщину. Первые признаки альтруистического поведения отмечены у “человека прямоходящего более 1,5 млн. лет назад. (М. Бутовская,  Л. Файнберг )

В популяциях животных, находящихся в нормальных, естественных условиях, биологический эгоизм и альтруизм сбалансированы. Изменение баланса в пользу альтруистического поведения вряд ли можно объяснить существенным улучшением материальных жизненных условий у “человека прямоходящего” и появлением свободного времени от добычи пищи. Более того, исследования, проводимые в сообществах шимпанзе показало, что избыток пищевых ресурсов, по сравнению с тем, что шимпанзе обычно имеют, приводит к обратному эффекту. 

Я. Линдблат приводит интересные наблюдения американской исследовательницы Джейн Гудолл, проводившей в 60-х годах длительные полевые наблюдения за жизнью стаи шимпанзе в Национальном парке Гомбе.

Для того, чтобы облегчить наблюдения,  Гудолл начала подкармливать шимпанзе бананами. Постепенно обычное поведение приматов было нарушено. Стая шимпанзе разделилась на две группы - большую и меньшую. Большая разместилась рядом со станцией подкормки, а меньшая - чуть поодаль. Ставшая уже обыденной, агрессивность постепенно приобретала все более жестокий характер. От трех до шести самцов из большей группы, соединяясь вместе, стали систематически преследовать и избивать отдельных особей из меньшей группы. Это были кровавые драки, совсем не похожие на драки за главенство. Если раньше потасовки длились не больше минуты, теперь они могли продолжаться до двадцати минут и жертву избивали до полусмерти. Так, одному шимпанзе сломали ногу, другому вместе с шерстью вырвали клочья кожи. За четыре года побоищ погибли от ран семь самцов и одна самка. Гудолл  прокомментировала снятые кадры фильма: “ Теперь, когда мы знаем, какими агрессивными могут быть шимпанзе, нельзя без содрогания не отметить, что это делает их еще более похожими на людей, чем мне представлялось раньше”.

К этим явлениям добавились другие пагубные для стаи черты поведения. Одна взрослая самка и ее дочь похищали детенышей у других самок из той же группы и поедали их. Исследователи наблюдали четыре подобных случая обезьяньего каннибализма. Как отмечет Линдблат, это был ярчайший пример гибельных последствий стресса. 

И вот еще один пример, приводимый Линдблатом по результатом наблюдений за поведением замкнутой общины индейцев яномато, проживающих в лесах Южной Америки.

Дереня яномато - очаг постоянного стресса членов общины. Круглая площадка диаметром до пятидесяти метров обнесена сплошной наклонной стеной. Живущие на этом участке семьи сооружают свою часть общей стены. Каждая секция сообщается с соседней и всякие перегородки отсутствуют, так что соседи постоянно видят, что происходит в “смежных квартирах”. Яномато постоянно ведут войны с соседями. Плюс ссоры и драки между живущими в тесноте обитателями жилища. Юный член общины вырастает в обстановке постоянной агрессии и с самого начала настроен на буйное, жестокое поведение. Став взрослым, он уже на всю жизнь агрессивен по своему характеру. Эгоизм, жадность, нетерпимость определяют его поведение. Причина такой агрессивности, отмечает Линдблат, - стресс, вызванный скученностью в рамках жилища. Драки - повседневное явление, возникающие из-за бананов или женщин. Положение женщин яномато - рабское. Из-за вражды внутри группы и между группами главе семейства нужны сыновья, способные не только приносить в дом добычу, но и защищать жилище и участвовать в набегах на соседние селения. Не говоря уже о том, чтобы поддерживать отца в драках. Нужда в сыновьях так велика, что женщины нередко убивают девочек, которых рожают, уединившись в лесу. Если принесут домой дочь, то рискуют получить хорошую взбучку... А потому часты случаи убийств новорожденных девочек самой матерью. В итоге в группах всегда намного больше мужчин, чем женщин, что влечет за собой дополнительные раздоры между мужчинами. Заколдованный круг” питает озлобление, отмечает .Линдблат. 

Итак, вырвавшись на новые пространства Земли, преодолев замкнутую систему “ян -доминирования”,  “человек прямоходящий” преодолевает эгоистическое поведение, характерное для замкнутых гаремных общин.

Как отмечает  Н. Клягин, эгоистическое поведение предписывает особи стратегию поступков, обеспечивающую максимальную выживаемость даже в ущерб другим особям. Такого рода поведение вырабатывается благодаря индивидуальному естественному отбору. Альтруистическое поведение предполагает в стратегии поступков определенную составляющую таких поступков, которые прямо не способствуют выживанию особи, но помогают выжить ее генетическим родственникам. Эта линия поведения поддерживается групповым отбором, который благоприятствует выживанию сходного генотипа, представленного у близких родственников. Подобный групповой отбор есть в сущности вариант индивидуального естественного отбора, поскольку единицей приложения индивидуального отбора является единичный генотип, представленный у единичной особи, а единицей приложения группового отбора оказывается тот же единичный генотип, тиражированный у нескольких родственных особей.

В популяциях животных биологический эгоизм и альтруизм сбалансированы как внутренним так и внешними факторами. Как мы увидели на примере шимпанзе “закрытие” обезьяньего сообщества, наступившее вследствие переизбытка энергии и информации, привело к хаосу и расколу сообщества и неконтролируемому росту агрессии.

В открытых структурах праобщин “человека прямоходящего”, в которых произошел скачок сознания в направлении внешней целостности, образование пары стало уже определяться желанием женщины. Это было восстановлением действия “закона любви”. Несмотря на то, что женщин в общинах было меньше, чем мужчин, что было связано с их большой смертностью из - за тяжелых родов, через систему запретов преодолевались агрессивные инстинкты. Более длительный процесс взросления детей (до 10-12 лет) требовал большей заботы. Как отмечает Ю.Семенов , все это способствовало установлению новых взаимоотношений в праобщинах “человека прямоходящего”.

Изменение фауны на прародине “человека прямоходящего” - в Африке, также способствовало зарождению первых волн его расселения. Возникали новые праобщины, происходило перемешивание праобщин. “Человек прямоходящий” за миллион лет из Африки переселился на просторы Южной и Центральной Европы, Южной Азии и островов Индонезии. Мозг “человека прямоходящего” увеличился до 900 - 1200 куб. сантиметров, т.е. на 25-30 % он стал крупнее, чем у “человека умелого”.

Рост объема информации в праобщине подтверждается эволюцией техники обработки камня для получения орудий. Как отмечает Н.Клягин, первые ручные рубила “человека умелого” требовали 3 - 10 ударов на орудие, то уже древнеашельское (1500000 -800000 лет назад) рубило аббевильской техники - 25 ударов. Для получения средне-верхнеашельских (примерно 800000-400000 лет назад) рубил требовалось уже порядка 65 ударов. Это был переход на новые  уровни абстракции.

Далее

1.ПОСВЯЩЕНИЕ 2.ДОРОГА ДОМОЙ 3.ФИЛОСФЕРА и НООСФЕРА 4.ЗАКОН ЛЮБВИ 5.БОЖЕСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК 6.ЯЗЫК БЫТИЯ 7.РАЗВЕНЧАНИЕ ПРИРОДЫ И КОСМОСА 8.ПАРАДИГМА   ТРИЕДИНСТВА: "ИДУ НА ВЫ!" 9.“ОСОЗНАЮЩАЯ СЕБЯ ВСЕЛЕННАЯ” 10.ВЕКТОР И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ 11.ПЕРВЫЙ ВЕЛИКИЙ НЕЖНЫЙ ПЕРЕВОРОТ 12.ВТОРОЙ ВЕЛИКИЙ НЕЖНЫЙ ПЕРЕВОРОТ 13.ТРИАДА ПЕРВО-БЫТИЙНОГО ЧЕЛОВЕКА 14.В ТЕНИ БОЛЬШОГО НЕАНДЕРТАЛЬЦА 15.ВОЛНЫ ДУХА 17.НОВЫЙ “ДЕВЯТЫЙ ВАЛ” 18.ДВОЕ ПЕРЕД ЛИКОМ ТРЕТЬЕГО 19.АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ УЗРИ НАДВИГАЮЩИЙСЯ STORM

Hosted by uCoz