ТРИАДА ПЕРВОБЫТИЙНОГО ЧЕЛОВЕКА

 

Как отмечает Н.Клягин, с момента “рождения” человека разумного” и до “неолитической революции” (примерно 10000 лет назад) в наскальной живописи, обнаруженной в пещерах франко-кантабрийского региона Юго-западной Франции и Северо - Западной Испании А. Леруа - Гураном, художественные каноны различных эпох этого периода заметно различались. Это позволило обобщить характерные художественные приемы выражения переживания внутреннего мира “человека разумного” в четырех верхнепалеолитических стилях (35-10 тысяч лет назад).

Древнейший стиль - I (~ 33~ 25 тыс.лет назад). Фигуры животных предельно схематичны, изобразительный канон близок современному примитивизму: округлая голова, эллиптическая или более угловатая продолговатая фигура, символизируящая голову, изредка дополняла геометрически переданное туловище, непропорционально большое по сравнению с головой и снабженное линейными конечностями. Стиль - преимущественно геометрический.

Стиль - II (~ 25~ 20 тыс. лет назад) - образ животного строится на основе шейно-спинной извилистой линии, корпуса животных и женские торсы очень массивные по сравнению с головой и конечностями.

Стиль - III древний и поздний ( ~ 20~ 15,5 тыс.лет назад) обобщенный синтетический образ стиля II начинает трансформацию к аналитизму, взятые по отдельности корпуса, головы и конечности животных гораздо лучше передают натуру, но их конгломерат по- прежнему искажает анатомию денотата.

Стиль - IV древний и поздний ( ~ 15,5~ 10,2 тыс. лет назад) - сначала тенденции стиля IV приводят к фотографическому реализму, а затем наступает схематизация образов. В количественном отношении вершина франко- кантабрийского искусства наскальной живописи был достигнут в эпоху мадлен IV (~ 15~ 14,2 тыс. лет назад), но в стилистическом, качественном отношении расцвет пришелся на мадлен V (~ 14~ 11,8 лет назад), сменившись стремительным закатом в мадлене VI (~ 11,8~ 10,2 тыс лет назад).

Концепция названных художественных стилей привела исследователей к важным семантическим открытиям. До А. Леруа-Гурана наскальные пещерные изображения рассматривались как свидетельства различных эпох. Их датировка основывалась главным образом на археологическом методе суперпозиций (взаимоналоженных изображений). Важными выводами исследователей верхнепалеолитического искусства состоял не только в хронологии стилей, но и выявлении стуктуры: фигуры одного стиля составляли в пещерных святилищах целостные ансамбли.

Согласно исследованиям А. Леруа-Гурана структура идеального святилища такова. В его центре на главном панно находится основная композиция, состоящая из лошади (“первое животное”) , бизона или быка (“второе животное”) и “третьего животного” (горный козел, благородный олень, лань, мамонт, северный олень). У входа чаще всего присутствует “третье животное” (обычно благородный олень). В глубине же обычно “четвертое животное” (лев, медведь, носорог, а также более редкие млекопитающие, рыбы, птицы) и антропоморфы - женские фигуры. Иногда эта структура стягивается в одно обширное панно, на котором диспозиция животных сохраняется: в центре животные I,II,III, а на переферии IV и антропоморфы мужчины и женщины. Изредка животные IV класса выступают в роли “третьего животного”, например лев.

Франко - кантабрийское искусство, просуществовавшее 20 тысяч лет, сохраняло на всем их протяжении абсолютное статистико-топографическое однообразие.

Древние художники палеолита изображали один и тот же ведущий сюжет: основную композицию, состоящую из лошади, бизона (или быка) и горного козла (или других животных класса III). На перефирии этой композиции размещались животные класса IV и антропоморфы. Эти объективные статистико-топографические факты позволили А. Леруа-Гурану сделать вывод о том, что единственной идеологической формой, которая могла бы отразиться в столь стабильной иконографической системе, могла быть только мифология. Т.е. франко-кентабрийское искусство было религиозным.

Из статистики анималистических сюжетов франко- кантабрийского бестиария вытекает только, что лошадь символизировала верховное “божество”, бизон-бык - “божество” второго порядка, горный козел, ( или благородный олень, лань, мамонт, северный олень) - “божество” третьего порядка. Все остальные располагались - в глубине бестиария.

По ряду признаков франко- кантабрийского мифология отражала некую общечеловеческую мифологическую идеологию, имеющей в свой основе триадную космогонию.

 

На раскопках верхнепалеолитического поселения Малая Сыя (Хакасия, Россия, ~ 33000 лет назад) среди произведений мобильного искусства В..Ларичев открыл изображения композиций мамонт-бизон и мамонт-черепаха. Мамонт, стоящий на черепахе, по этнографическим параллелям интерпретируется .Ларичевым как символ Неба, а черепаха (и замыкающий ее в похожей композиции бизон) как символ Земли. Композиция бизон-мамонт представляет собой неполную триаду. Эта композиция является частным случаем соединения “второго-третьего животных” без лошади. Такое соединение имеется в 26 гротах. Если предположить, что “второе животное” символизировало Землю, а “третье” - Небо, то франко-кантабрийская мифология обнаружит триадный космогонический характер.

Древнейшей аналогией, привлеченной  Ларичевым, послужила египетская космогония, вариантом которой в свою очередь являлась космогония города Гелиуполя. Суть этой космогонии сводилась к тому, что из первобытных вод (Нун, Наун) возник Атум (Атама, “Все”, или “Совершенный”), который произвел пару Шу (Шау, “Воздух” ) и Тефнут (Тфини, “Влага”). От последних произошли Геб (Гиба, “Земля”) и Нут (Ни, “Небо” ). От Земли и Неба произошли Осирис (Усири) и Исида (Иси), а также Сет (Сута) и Нефтис (Нибт - ха). В этой системе имелись две модернизации. В “Текстах пирамид” (конец V династии-конец VIII - 2423-2220 до н.э.), древнейшем источнике по религии Египта, Атум отждествляется с Ра (Риа, Солнце”) в единое божество Ра-Атум (Риа-Атама, “Солнце-Все”). “Тексты пирамид” восходят ко временам независимого нижнеегипетского царства, датирующегося изображением нижнеегипетской короны на сосуде амратской эпохи ( Нагада I, ~ 6600~ 4450 до н.э.) и прекратившего свое существование с началом нулевой династии (~ 3400~ 2700 до н.э.). После франко-кентабрийской эта мифология является древнейшей в мире. С поправкой на “Тексты пирамид” гелиупольскую космогонию можно рассматривать следующим образом. Из первобытных вод (наун) рождается Солнце-Все (Риа-Атама), порождающее Воздух и Влагу(Шау и Тфини), а от последних происходит Земля и Небо (Гиба и Ни).

Космогоническая линия Вода-Солнце-Земля-Небо отвечают статистической иерархии франко- кантабрийского сюжетов: Лошадь-Бизон-Горный козел как представителей классов первого, второго и третьего животного, которые можно отождествить с Солнцем (Лошадь), Землей (Бизон) и Небои (Горный козел). Недостает лишь интерпретации  первобытных   вод.(Н. Клягин)

В наскальном франко- кантабрийском искусстве, помимо животных, антропоморфов и знаков, во всех стилях (кроме первого, святилища которого разрушены) имелся еще ряд изобразительных мотивов. Это совокупности кривых черт, меандры, хаотические черты, пучки черт и линий. Архетипом серии волнистых линий является мультиплицированный зигзаг. Единственным памятником, где мотив

з и г з а г а находит точное объяснение, это топографическая карта позднепалеолитического бестиария Межирича (~ 15 тыс. лет назад), на которой параллельные зигзаги, покрывая изображение реки, символизировали воду.

В такие панно нередко включались фигуры животных, как бы рождающиеся из них. Можно предположить, считает Н.Клягин, что подобные панно отражали мифологическую линию рождения сюжетов из водного хаоса или неопределенного хаоса.

 

Таким образом, древнеегипетская мифологема первобытные воды -Солнце - Земля и Небо находит параллель во франко- кантабрийского изобразительном ряду: панно меандров-первое-второе-третье животные и позволила предположить исследователям, что франко-кентабрийская мифология является древнейшей космогонией.

Исследования антропоморфов во франко- кантабрийского бестиариях позволило Н.Клягину сделать вывод, что в верхнепалеолитическом настенном искусстве н е наблюдалось противопоставления мужских и женских образов. В тоже время, согласно исследованиям А. Маршака, проанализировавшим ряд мобильных памятников, верхнепалеолитический человек вел регистрацию лунных фаз и, следовательно, обладал лунным календарем. Месячный лунный цикл, как известно, хронометрически близок физиологическому женскому месячному циклу. Можно предположить с большой вероятностью, что сильнейшая интервенция женского образа в знаковую систему франко-кентабрийского типа отражала, с одной стороны, ее лунно-календарный характер, а с другой— космологическую первооснову матрилинейного рода верхнепалеолитического социума.

Все вышесказанное дает основания назвать верхнепалеолитическую фазу - фазой второго космического сознания.

 

Вся франко- кантабрийская знаковая система, являющаяся по сути первой знаковой системой мира, разделяется на три класса изображений: первый класс (меандры, хаотические черты, скобления) могли относиться к мифологическому сюжетному кругу. Второй класс - количественные знаки: одинарные и двойные черты, ряды черт и пунктуаций. Третий класс качественные знаки, отражающие определенный знаковый образ: полуовал, овал, треугольник, клавиформа, стрела, крест, прямоугольник, зигзаг. Язык “геометрических представлений” в верхнепалеолитическую эпоху получил уже достаточное развитие. Если принять во внимание, что первые наскальные геометрические знаки появились около 730000 лет назад, т.е. именно тогда, когда “человек прямоходящий” “приручил” огонь, то можно предположить, что первоязык, на котором с человеком заговорил Космос - это "язык геометрических представлений". Возможно по этой же причине физика, углубившись в микромир вынуждена была первой заговорить на языке геометрических (топологических) представлений.

 Далее

1.ПОСВЯЩЕНИЕ 2.ДОРОГА ДОМОЙ 3.ФИЛОСФЕРА и НООСФЕРА 4.ЗАКОН ЛЮБВИ 5.БОЖЕСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК 6.ЯЗЫК БЫТИЯ 7.РАЗВЕНЧАНИЕ ПРИРОДЫ И КОСМОСА 8.ПАРАДИГМА   ТРИЕДИНСТВА: "ИДУ НА ВЫ!" 9.“ОСОЗНАЮЩАЯ СЕБЯ ВСЕЛЕННАЯ” 10.ВЕКТОР И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ 11.ПЕРВЫЙ ВЕЛИКИЙ НЕЖНЫЙ ПЕРЕВОРОТ 12.ВТОРОЙ ВЕЛИКИЙ НЕЖНЫЙ ПЕРЕВОРОТ 13.ТРИАДА ПЕРВО-БЫТИЙНОГО ЧЕЛОВЕКА 14.В ТЕНИ БОЛЬШОГО НЕАНДЕРТАЛЬЦА 15.ВОЛНЫ ДУХА 17.НОВЫЙ “ДЕВЯТЫЙ ВАЛ” 18.ДВОЕ ПЕРЕД ЛИКОМ ТРЕТЬЕГО 19.АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ УЗРИ НАДВИГАЮЩИЙСЯ STORM

Hosted by uCoz